Траханиот Юрий Мануилович

Траханиот Юрий Мануилович
Траханиот Юрий Мануилович (по прозвищу Старый) (2-я пол. XV – нач. XVI в.) –придворный, дипломат, возможно, переводчик. Впервые Т. приехал в Москву еще в 1469 г. (сообщение итальянских источников о Юрии Греке и Николо Джисларди, прибывших в Рим из Москвы в 1468 г., не получило однозначной интерпретации) с проектом брака великого князя и дочери морейского деспота Фомы, а в 1472 г. явился сюда вместе со своим братом Траханиотом Дмитрием Мануиловичем в свите Софьи Палеолог. Однако о какой-либо его деятельности в России на протяжении следующих тринадцати лет ничего не известно. Если верно предлагавшееся в литературе отождествление Т. и Георгия Перкамоты (Перканеота) итальянских источников, то в 1485–1486 гг. он вел дипломатические переговоры в Милане и Венеции. С 1489 г. он не раз ездил послом в Империю, а в 1500–1501 гг. – в Данию, в 1494 г. принимал ганзейское посольство. А. Л. Хорошкевич обратила внимание на перерыв в политической активности Т. с 1494 до 1500 г. и высказала гипотезу, что этот перерыв объясняется нестабильностью положения группировки Софьи Палеолог. После 1501 г. имя Т. исчезает со страниц источников. О литературной деятельности Т. известно немного. В 1486 г. со слов московского посла Георгия Перкамоты, которого некоторые ученые отождествляют с Т., в канцелярии миланского герцога Джано Галеаццо Мариа было составлено одно из первых описаний России (оригинал и перевод см.: Ваrbiеri G. Milano e Mosca nella politica del Rinascimento. Bari, 1957. P. 90–95; Гуковский М. A. Сообщение о России московского посла в Милан (1486 г.) // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. М.; Л., 1963. С. 652–655 (Труды ЛОИИ. Вып. 5)). В 1490 г. через посредство Т. новгородский архиепископ Геннадий вступил в контакт с имперским послом Георгом фон Турном и записал с его слов рассказ об учрежденной в Испании инквизиции. Возможно, Т. был и переводчиком этого рассказа, ибо он начинается так: «Сказывал посол цесарев Юрью про шпанского короля...» (в послании Геннадия митрополиту Зосиме, где содержится ссылка на рассказ об инквизиции, «Юрью» заменено на «ми»). Кроме того, по мнению Я. С. Лурье, именно Т. имеется в виду в приписке, сопровождающей в некоторых списках послания его брата Дмитрия и сообщающей о каком-то слове, которое «Юрий переводит» (Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.; Л., 1955. С. 135, примеч. 13; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л., 1960. С. 269). Возможно, однако, что упомянутый в приписке Юрий – это племянник Т., Траханиот Юрий Дмитриевич. Лит.: Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции // Труды комиссии по древнерусской литературе. Л., 1932. Т. 1. С. 33–57; Алексеев М. П. 1) Этюды из истории испано-русских литературных отношений // Культура Испании. [М.], 1940. С. 353–354; 2) Очерки истории испано-русских литературных отношений XVI–XIX вв. Л., 1964. С. 5–7; Рутенбург В. И. Итальянские источники о связях России и Италии в XV в. // Исследования по отечественному источниковедению. Сб. статей, посвященных 75-летию профессора С. Н. Валка. М.; Л., 1964. С. 460–462 (Труды ЛОИИ. Вып. 7); Аlеf G. Diaspora Greeks in Moscow // Byzantine Studies / études byzantines. 1979. Vol. 6. P. 32–33 (репринт в кн.: Alef G. Rulers and Nobles in Fifteenth-Century Muscovy. London, 1983. N XI); Казакова Н. А. Западная Европа в русской письменности XV–XVI веков: Из истории международных культурных связей России. Л., 1980. С. 125–126; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М., 1980. С. 179, 229–230. Доп.: Кудрявцев И. Μ. Сборник последней четверти XV – начала XVI в. из Музейного собрания // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1962. Вып. 25. С. 256; Pritsak О. «Сё татарски языкъ» // Orbis scriptus. D. Tschižewskij zum 70. Geburtstag. München, 1966, S. 642, Anm. 5; Флopя Б. H. Греки-эмигранты в Русском государстве второй половины XV – начала XVI в. Политическая и культурная деятельность // Руско-балкански културни връзки през средновековието. София, 1982. С. 125, 127, 128–130, 133, 135, 136; Плигузов А. И., Тиxонюк И. А. Послание Дмитрия Траханиота Новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмеричности счисления лет // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 56, 57, 61, 69, 72–73.
Д. М. Буланин

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Траханиот Юрий Мануилович" в других словарях:

  • Траханиот, Юрий Мануилович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Траханиот. Траханиот, Юрий Мануилович (Эммануилович) по прозвищу «Старый» (2 я пол. XV  ум. 1513)  придворный, дипломат, возможно писатель переводчик. Грек, придворный Софии… …   Википедия

  • Траханиот Дмитрий Мануилович — (по прозвищу Старый) (2 я пол. XV в.) – дипломат, служивший при дворе Ивана III, публицист и переводчик. Греки по происхождению, Т. и его брат Юрий Мануилович Траханиот служили первоначально семье Фомы Палеолога (брата последнего византийского… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Траханиот, Дмитрий Мануилович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Траханиот. Траханиот, Дмитрий Мануилович (по прозвищу Старый) (2 я пол. XV в.)  дипломат, служивший Ивану III, публицист и переводчик. Греки Траханиот, Дмитрий и его брат Юрий …   Википедия

  • Траханиот — Траханиот, русифицированная форма Траханиотовы  семья греков (византийцев) из Мореи, служившая при московском дворе во времена Софии Палеолог и их потомки. Греки Траханиот, Дмитрий Мануилович (2 я пол. XV в.)  дипломат, служивший… …   Википедия

  • Ересь жидовствующих — Ересь жидовствующих  православно церковное[1][2][3] название для ряда разнородных ересей с точки зрения официальной православной церкви[4]. Используется преимущественно применительно к отколовшейся религиозной группе Схарии, возникшей в… …   Википедия

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия

  • Вениамин, монах-доминиканец — Вениамин (кон. XV в.) – монах доминиканец, «родом словенянин, а верою латынянин» (вероятнее всего, южный или западный славянин католического исповедания), участник литературного кружка, группировавшегося вокруг архиепископа Новгородского Геннадия …   Словарь книжников и книжности Древней Руси


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»